Место нахождения ООО

     В соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон об ООО) место нахождения общества определяется местом его государственной регистрации.

     Приведем наиболее часто встречающиеся вопросы, связанные с местом нахождения общества с ограниченной ответственностью.

1. Возможно ли в качестве места нахождения общества с ограниченной ответственностью указывать место жительства лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа?

     Да, возможно. Местонахождение общества определяется местом его государственной регистрации (п. 2 ст. 4 Закона об ООО), которая, в свою очередь, осуществляется по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, указанного в заявлении о регистрации, а при отсутствии такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени общества без доверенности (п. 2 ст. 8 Закона об ООО).

     Закон связывает местонахождение общества с местом нахождения его исполнительного органа, которым согласно ст. 32 Закона об ООО является единоличный исполнительный орган (директор, генеральный директор) или он же и коллегиальный исполнительный орган (правление, дирекция).

2. В каких случаях требуется гарантийное письмо как документ, подтверждающий достоверность адреса места нахождения общества с ограниченной ответственностью

     На практике встречаются ситуации, когда регистрирующий орган требует от общества, желающего зарегистрироваться, представить правоустанавливающие документы на адрес его места нахождения. При этом ст. 12 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ не обязывает общество подавать документы, подтверждающие достоверность адреса, а ст. 9 запрещает регистрирующему органу требовать документы, не предусмотренные указанным Законом (по вопросу о правомерности такого требования см. п. 4 настоящего раздела "Необходимость представления документов, подтверждающих достоверность адреса места нахождения общества с ограниченной ответственностью, при государственной регистрации"). Перечня документов, подтверждающих достоверность адреса места нахождения юридического лица, данный Закон не содержит.

     Тем не менее, в качестве такого документа в ряде случаев представляется гарантийное письмо о предоставлении юридического адреса. Например, когда в качестве места нахождения указывается адрес места жительства одного из участников ООО, либо третьего лица. При этом к гарантийному письму необходимо приложить копию свидетельства о государственной регистрации права собственности на это помещение.

3. Указание недостоверного адреса в документах на государственную регистрацию как основание для отказа обществу с ограниченной ответственностью в регистрации

     На практике встречаются ситуации, когда обществу отказывают в государственной регистрации на том основании, что адрес его местонахождения оказывается недостоверным.

     Согласно ст. 12 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ при регистрации общества в регистрирующий орган должны быть представлены документы, которые содержат достоверные сведения. За предоставление же недостоверных или заведомо ложных сведений лицо может быть привлечено к административной (п. п. 3, 4 ст. 14.25 КоАП РФ) или уголовной ответственности (ст. 171 УК РФ). При этом под недостоверными сведениями согласно письму ФНС РФ от 13.09.2005 N ЧД-6-09/761@ понимается наличие неточностей, искажений в содержании представленных для госрегистрации документов, а под заведомо ложными - осведомленность физического лица о ложности, недостоверности предоставляемых им в регистрирующий орган сведений. Согласно же п. 3 Постановления Пленума ВС РФ от 18.11.2004 N 23 "О судебной практике по делам о незаконной предпринимательской деятельности и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем" под представлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, которые содержат заведомо ложные сведения, следует понимать подачу документов, содержащих такую заведомо ложную либо искаженную информацию, которая повлекла за собой необоснованную регистрацию субъекта предпринимательской деятельности.